- КАТЕГОРИЯ
- 1. Способы употребления этого термина в современной психологической терминологии, особенно в теориях познания, определяются большим интересом к его значениям в философии. Основное положение здесь – то, что категория является чем-то вроде понятия, классом или системой. То есть, например, если имеется категория "лев", то наряду с ней существует и понятие льва в сознании, теоретический класс объектов, которые принадлежат в нему, фактическая группа львов и система или набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к этой категории, а какие нет. Вполне очевидно, что термин со значениями, подобно этим, будет характеризоваться довольно широким и разнообразным употреблением. Одни авторы используют его, как будто он относится к определенным реальным классам, которые, по крайней мере в принципе могут быть идентифицированы и определяться, возможно, списком отличительных особенностей (львы – млекопитающие из семейства кошачьих, хищники, имеют четыре лапы, много спят и т.д.). Другие используют этот термин, как будто он относится к мысленным представлениям об этом классе в сознании человека (то есть образ или идея льва). Некоторые предпочитают обращаться с этим термином прагматично и позволяют образцам поведения или употребления диктовать границы классов ("лев" – определенный класс, различимый, например, с классом "кошка"), так как предложение "Мой лев проводит каждый вечер, мурлыкая на моих коленях" вряд ли соотносится с реальной ситуацией. Подробнее об этих вопросах и образцах употребления см. понятие, прототип и представление. 2. В более старых философских трудах – основная модель мышления или бытия. Аристотель использовал этот термин для обозначения своих десяти классов, которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей. Для Канта категории представляли собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности. 3. В статистике – любое разделение или группировка данных по определенным количественным критериям.
Толковый словарь по психологии. 2013.